Основная общеобразовательная программа МБДОУ детского сада №6 комбинированного вида
- Пояснительная записка
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 является обязательным нормативным документом, разработанным и реализуемым в соответствии с:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПин 2.4.1.3049-13) (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав МБДОУ детского сада №6 комбинированного вида, утвержденный постановлением Администрации Одинцовского района Московской области от19.10.2015 №375.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 комбинированного вида является звеном муниципальной системы дошкольного образования Одинцовского района. Всего в дошкольном учреждении воспитывается 330 детей. Общее количество групп – 19. Из них 15 групп – общеразвивающей направленности, 1 – компенсирующей, 3 группы кратковременного пребывания. В группе компенсирующей направленности воспитываются дети с нарушениями речи. Имеются 3 группы семейного воспитания, где воспитываются 10 детей
В ДОУ обеспечивается право на качественное воспитание, обучение и развитие в соответствии с Типовым положением, учитывая индивидуальные возможности и потребности детей. ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с основной образовательной программой Учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2012 г.
В группах компенсирующей направленности осуществляется образование в соответствии с основной общеобразовательной программой Учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2012 г. ее реализации с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатка речи.
С детьми, посещающими эти группы, реализуется основная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассчитанная на 9 месяцев.
Для детей имеющих незначительные речевые нарушения работает логопункт.
Задача логопункта – раннее выявление речевых нарушений, коррекция речи детей с ФФНР и ОНР – III уровня, оказание консультативной помощи родителям и педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранение речевых нарушений. Основные формы работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгруппы формируются с учетом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей.
Все группы однородны по возрастному составу детей младшие группы - 3-4 года, средние группы - 4-5 лет, старшие группы 5-6 лет, подготовительные группы - 6-7 лет.
Предназначение учреждения. Основные средства реализации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 является звеном муниципальной системы образования Одинцовского муниципального района, обеспечивающее охрану и укрепление физического и психического здоровья, на основе комплекса мероприятий физкультурно - оздоровительного и профилактического характера, развитие детей с учетом индивидуальных особенностей, осуществление коррекции речевого развития и усвоение детьми «Обязательного минимума» содержания программы(целевых ориентиров, сформулированных в ФГОС дошкольного образования), реализуемой в образовательном учреждении, помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста.
Основными средствами реализации предназначения МБДОУ детский сад №6 комбинированного вида являются:
- Устав детского сада (дата регистрации 19.10.2015 г., №375)
- Лицензированная образовательная деятельность (лицензия №71552 от 16.04.2014 г., Министерство образования Московской области);
- Коррекционно – педагогическая, профилактическая помощь в коррекции выявленных речевых нарушений;
- Освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы на основе основной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-Синтез», 2014 г. и комплекса парциальных программ;
- Предоставление условий воспитанникам апробировать себя в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение детской художественной литературы, трудовой;
- Обеспечение разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- Обеспечение благоприятного психологического климата в Учреждении;
- Развитие и совершенствование предметно-пространственной развивающей среды;
- Осуществление преемственности дошкольного, начального и общего образования.
1.1. Цели и задачи реализации программы
Основной целью деятельности детского сада по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения является:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Цель образовательной работы дошкольного учреждения реализуется через следующие взаимосвязанные между собой задачи, которые решаются педагогическим коллективом согласно годовому плану работы и определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи, реализуемые в работе с детьми:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями детей для полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей.
Задачи, реализуемые в работе с педагогическим коллективом:
- обеспечить систему требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду;
- создать атмосферу эмоционального комфорта, условия для самовыражения, саморазвития;
- создать условия, благоприятствующие становлению базисных характеристик личности дошкольника, отвечающих современным требованиям;
- использовать традиционные и инновационные технологии, направленные на обновление учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных процессов детей, детского творчества и интеллектуального развития;
- повышать профессиональное мастерство педагогов.
Особенности образовательного процесса:
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Приоритетные направления деятельности
Приоритетным направлением в деятельности ДОУ является:
1 Физическое развитие, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка).
2. Выявление и осуществление необходимой коррекции речевых нарушений.
Реализация приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения.
- 1. Физическое развитие
Цель: укрепление здоровья детей, содействие их гармоничному психофизичекому развитию.
Условия, необходимые для организации работы по приоритетному направлению:
– повышение квалификации педагогов;
– программно - методическое обеспечение;
– сочетание комплексной образовательной программы и новых эффективных технологий;
– развивающая среда, как фактор формирования привычки к здоровому образу жизни;
– установка связей с другими учреждениями (
Медицинское обслуживание детей осуществляется сотрудниками муниципального учреждения здравоохранения «Одинцовская центральная районная больница» города (района) Московской области в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности в условиях образовательного учреждения от 18.09.2013 № ЛО-50-01-004636, договором от 12.02.2015 № 22/15.
В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №6 комбинированного вида ежедневно организуется физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми. Основное направление по физическому воспитанию в детском саду – охрана и укрепление здоровья детей. В решении данного вопроса принимает участие весь персонал детского сада. Для непосредственно образовательной деятельности с детьми в зале имеется необходимое оборудование: гимнастическая стенка, батут для прыжков, мячи и обручи всех размеров, стойка для метания вдаль, канаты, веревки, маты, султанчики, платочки, ленты и др. В группах имеются физкультурные уголки.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №6 комбинированного вида